М. Горький "Детство"

Тема "Нравы обитателей дома Кашириных"
1) Познакомьтесь с данным материалом.
"Дом деда был наполнен горячим туманом вражды всех со всеми".
Доказательством данной мысли писателя служат следующие эпизоды:

  • драки дядьёв
  • жестокая порка детей каждую субботу
  • донос Саши на Алёшу (рассказал о покрашенной скатерти)
  • грубая расправа деда с бабушкой
Что же было главной, основной причиной той вражды, какая царила во взаимоотношениях между членами семьи Кашириных?
Ответ на этот вопрос можно найти в разговоре деда с бабушкой о необходимости раздела имущества между сыновьями  Михаилом и Яковом, чтобы положить конец той вечной вражде, в которой живут оба брата, в любой момент готовые перегрызть друг другу горло из опасения, как бы лучший кусок не попал в руки другого. Неуравновешенность деда, самым грубым, самым диким образом срывающего злобу даже на бабушке, - явление того же порядка: бабушка даже и не сердится на деда за его крайнюю грубость, так как в его необузданном поведении видит очередные срывы злобы из-за "неудач в доме".
В подавляющем большинстве случаев вражда и ссоры, царившие в доме Кашириных, возникают в результате крайней жадности к деньгам , к собственности. Не будь у деда Каширина собственного предприятия, не возникли бы, конечно, и поводы к подозрениям, а затем и потасовкам между братьями.
Собственность - вот что стало неиссякаемым источником той крайней жестокости, которая больше, чем что-либо другое, запомнилось Алёше в доме деда. Одержимые духом стяжательства, братья ничем другим не интересуются и живут, словно звери: те, кто сильнее других, жестоко и беспощадно эксплуатируют слабых; последние ищут удобного случая как-нибудь  "насолить" своим врагам (история с напёрстком).
Борьба из-за собственности - это главная причина тех грубых, отвратительных отношений, какие складывались в семье Кашириных и которые характерны для любой семьи капиталистического общества.
Борьба между братьями усиливалась и конкуренцией между мелкими ремесленными предприятиями и крупным фабричным производством. Мелкие предприятия, как красильня деда Каширина, не выдерживали конкуренции и неуклонно шли к разорению, но не хотели сдаваться и отчаянно отстаивали право на существование. Это вызывало исключительную напряженность отношений и обостряло взаимную вражду.
В такой атмосфере гнёта и насилия, в обстановке неугасающей вражды и ссор людей из-за денег и протекало детство Алёши, заставляя его надо многим не по-детски задуматься. Школы жизни оказывается для Алёши мучительно тяжёлой, но "душный круг жутких впечатлений", в котором жил мальчик, не был чем-то исключительным, из ряда вон выходящим: такой была общая атмосфера жизни, в которой, подчёркивает Горький, жил ""простой русский человек".

2. Составьте рассказ - характеристику деда Каширина, используя следующий план.
1) Первая встреча Алёши с дедом. Какие детали внешности особенно запомнились мальчику? О чем они свидетельствуют?
2) Встреча Алёши с дедом после порки.
3) Рассказ деда о своей нелёгкой жизни. Что понял Алёша из рассказа деда? Сумел ли он понять деда и простить?
4) Но почему же все-таки дед неровен в своём поведении, почему он то ласков и добр по отношению к тому же Алёше или бабушке, то жесток до бесчеловечности?
5) "Будь хитер, это лучше, а простодушничать - та же глупость..." Как понять эти слова деда?
6) Вывод: на чем построены отношения деда с окружающими? Каким мы увидели его характер из рассказа Алёши Пешкова?
Работы выполнять в тетради письменно.

Задание на 27 февраля.
Написать сочинение на листе А4.
План сочинения.
Образ бабушки Алексея Пешкова.
1.      Вступление. «Детство» - это автобиографическая повесть, в которой М. Горький…..
Бабушка – это……………………
2.      Основная часть Описание бабушки.
А) первые впечатления о бабушке: её портрет, основные черты внешности, которые выделяет    автор.
Б) Какие слова часто звучат из уст бабушки? Они являются лозунгом её жизни.
В) Как бабушка рассказывает «диковинные» истории?
Г) Как раскрывается характер бабушки в пляске?
Д) Почему Алеше нравился «бабушкин» бог?
Е) Какие черты характера бабушки проявляются во время пожара?
Ж) Как  Акулина Ивановна воспринимает разорение, период невзгод?
З) Почему Григорий советует Алеше «держаться» за бабушку?
И) Чем был занят день Акулины Ивановны?
3.      Заключение. Что помогало бабушке оставаться человеком среди «свинцовых мерзостей» жизни?

4.      Как вы относитесь к героине? Чем она вас привлекает?

Комментариев нет:

Отправить комментарий